Зюскинд Патрик - Контрабас



romance Патрик Зюскинд Контрабас ru de О О. Дрождина irmin irmin@mail.ru FB Tools 2004-03-08 www.lib.ru Сергей Рабин 5A5B6661-B86D-4705-A00F-A20590B9DD8E 1.0 Избранное фирма "Фита" 1995 Патрик Зюскинд
Контрабас
Комната. Играет пластинка, Вторая симфония Брамса. Кто-то тихо подпевает.

Шаги, которые только что удалились, возвращаются. Открывается бутылка, этот Кто-то наливает себе пиво.
Минуточку... один момент... -– Вот! Вы это слышите? Вот! Сейчас! Слышите вы это?

Сейчас повторится, тот же самый пассаж, минуточку.
Вот! Вот сейчас вы его слышите! Я имею в виду басы. Контрабасы...
Он снимает иглу с пластинки. Конец музыки.
...Это я. Или даже мы. Коллеги и я. Государственный оркестр. Вторая Брамса -– это уже впечатляюще. В этом случае мы были вшестером.

Состав средней величины. Всего же нас восемь. Иногда нас усиливают еще кем-нибудь до десяти. Был даже случай, когда было двенадцать, а это сильно, скажу я вам, очень сильно.

Двенадцать контрабасов, если они захотят, -– сейчас теоретически, -– вы не сможете удержать их даже с целым оркестром. Уже даже чисто физически. Остальные тогда могут просто упаковывать вещи. Но без нас на самом деле ничего не получится. Можете спросить кого угодно.

Любой музыкант с удовольствием вам подтвердит, что любой оркестр в любой момент может отказаться от дирижера, но не от контрабаса. В течение столетий оркестры обходились без дирижера. А дирижер, даже исходя из истории музыки, -– это изобретение новейших времен.

Девятнадцатого века. И даже я могу вам подтвердить, что мы в Государственном оркестре иногда играем, совершенно не глядя на дирижера. Или глядя мимо него.

Иногда мы играем, не обращая внимания на дирижера так, что он этого и сам не замечает. Оставляем его там впереди размахивать так, как он себе хочет, а сами развязываем себе руки. Не с ГМД. Но с гастролирующими дирижерами -– всегда.

Это самая потайная и желаемая радость, которой едва ли с кем-нибудь можно поделиться. -– Но это к слову.
С другой же стороны, совершенно нельзя себе представить иного, а именно -– оркестр без контрабаса. Можно даже сказать, что оркестр -– это как определение -– вообще начинается лишь там, где присутствует бас.

Существуют оркестры без первой скрипки, без духовых инструментов, без литавр и без труб, без всего. Но не без баса.
Что я хочу всем этим сказать, так это лишь то, что контрабас просто и бесспорно является самым важным инструментом в оркестре. С этим не согласиться нельзя никак.
Он создает общую основную структуру оркестра, на которой лишь только и может держаться весь остальной оркестр, включая дирижера. Таким образом, бас -– это фундамент, на котором, говоря образно, возвышается все это великолепное здание, говоря образно.

Попробуйте забрать оттуда бас, и тогда возникнет чистейшее вавилонское смешение языков. Содом, в котором никто более не знает, зачем он вообще играет музыку. Представьте себе -– приведем пример -– Симфонию си-минор Шуберта без басов.

Яркий пример. Можете выбросить из головы. Вы можете выбросить на помойку всю оркестровую партитуру от А до Я -– все, что хотите: симфонию, оперу, сольные концерты, -– вы можете выбросить все это в том виде, в каком оно у вас есть, если у вас нет контрабасов.

И спросите-ка любого музыканта, играющего в оркестре, когда он начинает "плавать"? Спросите же его! Тогда, когда он перестает слышать контрабас. Фиаско. А в джаз-бэнде это проявляется еще более явно.

Джаз-бэнд просто словно взрывом разметывает по сторонам -– это образно, -– если выключается бас. Остальным музыкан



Содержание раздела