Занднер Курт - Сигнал Из Космоса



Курт Занднер
СИГНАЛ ИЗ КОСМОСА
Перевод с немецкого А. Э. СИПОВИЧА
Предисловие
Казалось, мир привык уже к внезапному перерыву в радио-
и телевизионных передачах, когда взволнованные дикторы сооб-
щают в "молниях" из Москвы о новых и новых дерзких шагах со-
ветских людей на пути овладения космосом. Казалось, мир пе-
рестал удивляться, привык... Но в то же время он удивляется!
Первый искусственный спутник Земли, первый человек, подняв-
шийся в космос, первая армада кораблей в космосе, первая
экспедиция из трех человек в одном корабле, первый человек в
скафандре, покинувший корабль и пролетевший почти пять тысяч
километров в пустоте космического пространства, наконец,
первая посадка корабля на Землю с помощью ручного управле-
ния-так, как пришлось бы посадить его на другую планету. На
очереди посещение Луны и других планет.
Люди Земли привыкли мыслить фантастическими категория-
ми, поверили в воплощение самой дерзкой мечты. Это не могло
не отразиться на отношении к литературе. Научнофантастичес-
кая литература, до недавнего времени имевшая свой круг люби-
телей, преимущественно молодежь, была вынесена на гребень
волны общего читательского интереса во многих странах мира.
Произведения фантастов переводятся на многие языки, в том
числе и советских научных фантастов.
Французский литературный критик Жак Бержье несколько
лет назад писал в журнале "В защиту мира", а потом в нашем
альманахе "На суше и на море", что в мире, как он полагает,
существуют два основных потока научной фантастики - советс-
кая и англо-американская. Жак Бержье классифицировал их не
по идейной направленности, а по темам. И тeм не менее раз-
дел, проведенный Жаком Бержье может быть, принципиально ве-
рен, Ведь советская научная фантастика - скорее всего опти-
мистическая литература мечты, литература творческих
поисков, преобразования планеты, предотвращения мировых ка-
тастроф. Англо-американская фантастическая литература - в
своей основе литератypa пессимистическая, смакующая ужасы
войн, земных и галактических, рисующая гибель цивилизации,
диких потомков. Во многих случаях она сбивается на прямую
мистику и фрейдизм, обнажая внутреннюю сущность своего героя
- человека-зверя. В этом потоке мы находим произведения
(прежде всего Рэя Бредбери), которые звучат как предупрежде-
ние западному миру; они помогают бороться против термоядер-
ных войн и возможной гибели человечества. В научно-фантасти-
ческой литературе писатели закономерно отражают, если они
подлинные художники, свою современность, присущие этой сов-
ременности взгляды на будущее, чаяния и мечты, тревоги и
опасения.
Фантастика не может быть оторвана от действительности,
иначе она превратится в абстракционизм, в голую умозритель-
ную схему. Сила воздействия научно-фантастического произве-
дения - в его эмоциональности, в правдоподобии и достовер-
ности, а не в уходе от действительности. Вспомним хотя бы
то, что в большинстве своих знаменитых романов Жюль Берн
описывал свою эпоху, своих современников, ставил их в острые
положения, возникающие при использовании изобретений, кото-
рые были тогда лишь мечтой писателя.
Встречаясь несколько лет назад в Париже с тем же Жаком
Бержье, я слышал его горькие сетования на то, что в стране
Жюля Верна, во Франции, нет видных последователей этого ве-
ликого фантаста.
Надо думать, что сейчас положение изменилось. Фантасти-
ческие победы науки в области физики, в частности ядерной
физики, в реактивной технике и завоевании кос



Содержание раздела